На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТВЦ

20 829 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Петров
    Он хотел убрать всех евреев с руководящих постов. Вот вам и точная причина.Почему учёные не ...
  • Владимир
    Хорошая новость.Командование "Айд...
  • Yvan
    Ну а чем ещё может воевать Империя Лжи? Своим любимым оружием.Ложь и подтасовка...

Король аранжировок Поль Мориа

Гранд-оркестр Поля Мориа
Свой первый оркестр Поль Мориа создал еще в 17-летнем возрасте. Это произошло после неудачной попытки самому играть в джазовом оркестре – оказалось, что полученного классического музыкального образования, а Поль закончил Марсельскую консерваторию по классу фортепиано, куда поступил в 10-летнем возрасте, для этого недостаточно. Он продолжает образование и неожиданно принимает решение стать дирижером. "Хотел независимости", - позже объяснит он. Сначала они играют в кабаре и мюзик-холлах родного для Мориа Марселя. С ростом популярности коллектив начинает гастролировать, а в 1957 году приезжает в Париж. Во французской столице к оркестру пришел успех – продюсер фирмы грамзаписи предлагает им работу в качестве аккомпанирующего коллектива.
Именно в это время складывается и особое звучание оркестра Поля Мориа, которое коллектив не теряет несмотря на то, что музыканты в нем менялись с огромной скоростью – бывали даже такие, кто играл в оркестре не более двух недель. Мориа, воспитанный на классической музыке – он вырос в семье музыкантов, любил джаз, интересовался всем, что появлялось нового в мире музыки или технологии. Смешение этого позволило ему создать неповторимый, оригинальный стиль, совершенно иное звучание, которое до сих пор имеет многих и многих поклонников во всем мире. 
Настоящий Гранд-оркестр, как в то время во Франции называли эстрадно-симфонические оркестры, Поль Мориа собирает только в 1965 году. Этот коллектив просуществовал больше 30 лет, с ним были записаны сотни инструментальных версий популярных песен и современные обработки классических произведений, с ним же Поль Мориа объездил с гастролями весь мир. В 1998 году, когда организатору коллектива и его бессменному руководителю было уже 73 года, оркестр возглавил новый дирижер. Свой выбор Мориа сделал в пользу пианиста Жиля Гамбюса, много лет проработавшего в коллективе. А в 2005 году по решению 80-летнего Мориа место дирижера занимает Жан-Жак Жюстафре, который проработал в должности дирижера "Гранд-оркестра Поля Мориа" всего год – до того, как Поль покинул этот мир. А после смерти маэстро три года уговаривал вдову композитора разрешить провести концерты памяти Поля Мориа. Она согласилась с условием, что тот переименует оркестр – так появился "Гранд-оркестр под управлением Жан-Жака Жюстафре", в котором, однако, по-прежнему работали музыканты, собранные Мориа. 
Скандал разразился, когда в 2010 году Жюстафре приехал в Россию с программой "Посвящение Полю Мориа". 9 ноября вдова Мориа Ирен сделала официальное заявление: "Я была очень удивлена, когда узнала, что в рамках гастролей гранд-оркестра Жан-Жака Жюстафре в России, странах СНГ, Балтии и в Китае этот оркестр рекламируется как "Гранд-оркестр Поля Мориа", или как "Гранд-оркестр под управлением Жан-Жака Жюстафре", которого  объявили официальным преемником. Это вводит в заблуждение давних поклонников Поля Мориа и новых почитателей его таланта. Имя Поля Мориа больше не должно эксплуатироваться. Хочу официально заявить: Гранд-оркестр Поля Мориа прекратил свое существование после смерти моего мужа в 2006 году. Такого оркестра больше нет и не будет, как завещал сам Поль Мориа".
Первый международный успех
Первый международный успех пришел к Полю Мориа в 1962 году, когда он, вместе с друзьями - композитором Франком Пуреселем, поэтом Жаком Плантом и дирижером Раймондом Лефевром, создал свой первый хит "Chariot" ("Колесница"). Сам Мориа предпочел тогда взять псевдоним Del Roma. В том же году песня завоевывает гран-при на конкурсе "Евровидение". А спустя год, когда композицию переводят на английский язык, и она получает новое название – "I Will Follow Him" - она моментально взлетает на первые строчки всех хит-парадов в США и удерживается на столь высоких позициях в течение трех недель. 
С тех пор эта песня претерпела несколько перерождений. В 60-ых ее перепела певица из Чехословакии Юдита Черовска, в 80-ые свою кавер-версию записала исполнительница из Голландии Йосе Хубее. В 90-х годах сначала она стала главным саундтреком к фильмам "Действуй, сестра!" с Вупи Голдберг, потом испаноязычную версию записал известный певец Рафаэль, а затем ее мелодия стала основной для третьего сингла с дебютного альбома Эминема "The Slim Shady LP". Басовую партию композиции Мориа использовала в своем творчестве и японская рок-группа Les Rallizes Denudes.
Гастроли в СССР
Впервые Поль Мориа посетил Советский Союз в 1967 году в качестве аккомпаниатора Мирей Матье. Их сотрудничество продлилось всего шесть лет - с 1966 по 1972 годы, но именно в это время Мориа записывает свои лучшие пластинки и пишет почти полсотни песен для Матье, многие из которых стали настоящими хитами. Так, в 1966 году Поль Мориа вместе с Андре Паскалем создает главный хит Матье "Mon credo". Годом позже, во время гастролей в Ленинграде, рождается песня "Quand fera-t-il jour, camarade?" ("Когда рассвет, товарищ?"), первое исполнение которой состоялось на палубе легендарной "Авроры". 
Второй раз Поль Мориа приехал в СССР спустя 11 лет, в 1978 году, уже со своим оркестром. "Мы играли в концертном зале на 2500 мест. Я даже не думал, что я и мой оркестр настолько здесь популярны. Все билеты были проданы за месяц до начала концертов и активно продавались на черном рынке… Большая часть гонорара за концерты выплачивалась в рублях, которые надо было пытаться расходовать как можно приятнее", - вспоминал позже дирижер. По рассказам звукорежиссера Доминика Понсе, чтобы потратить рубли, весь коллектив ежедневно ел "бутерброды с икрой слоем в один сантиметр", раздавал "княжеские чаевые". "Люди были счастливы", - неизменно добавлял он.
Еще один курьезный случай произошел, когда Поль Мориа гулял по московскому ГУМу. На одном из прилавков он увидел пластинки с записями своего оркестра, выпущенные фирмой "Мелодия". Композитор не смог скрыть удивления, однако выяснять, как записи оказались в "Мелодии", где он никогда не работал, не стал.
Всего "Гранд-оркестр Поля Мориа" дал тогда восемь концертов, и все они прошли с неизменными аншлагами. По легенде, тогда же, в 1978 году, Мориа увез из Москвы нотную тетрадь с мелодией Виктора Берковского и Сергея Никитина "Под музыку Вивальди". И действительно, во время гастролей он встречался с Никитиным, а позже записал инструментальную версию композиции.
Последний раз этот коллектив приезжал в Россию в 2002 году уже с новым дирижером. 
Музыка из "В мире животных" и "Кинопанорамы"
За свою жизнь Поль Мориа написал более 150 произведений, среди которых инструментальные композиции и песни. Кроме того, он создал и записал аранжировки к более чем тысяче произведений. 
В Советском Союзе музыка в исполнении оркестра Поля Мориа часто звучала на радио и на телевидении, вследствие чего ему стали ошибочно приписывать авторство этих композиций.
Так, в заставке передачи "В мире животных" звучала композиция "Жаворонок" ("Alouette"), и многие до сих пор считают, что ее написал сам Мориа. Настоящим же автором композиции является популярный аргентинский композитор Ариэль Рамирес. Интересно, что в оригинале она называется "La peregrinación" ("Паломничество"). 
Аналогичная путаница произошла с "саундтреком" к "Кинопанораме". Мелодию "Pardonne-moi ce caprice d’enfant" ("Прости мне этот детский каприз") на самом деле написала французский композитор Патрисия Карли. "Tocatta", которой завершалась программа "Время" в советское время, принадлежит композитору Гастону Роллану.
Ирина Кравцова. TVC.RU

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх